15 марта 2012
Владимир Янко: Мы уже сделали невозможное
По завершению ответного четвертьфинального матча в Казани, в котором местное "Динамо" разгромило "Кузбасс" (8:2), наставник татарстанцев Владимир Янко поделился секретом настроя своих подопечных, порассуждав о перспективах бело-голубых в нынешнем плей-офф:
- Невозможно, когда играешь по счету, предсказать как все будет складываться. И не факт, если б мы даже выиграли в Кемерово, что здесь игра сложилась бы легче. Может быть, наоборот, даже труднее. Это первый фактор, который в первом тайме прям-таки висел над нами. А если учесть ограниченность скамейки запасных — даже Юра Радюшин, до сих пор играя с лангеткой, сегодня выходил на поле. И Игорь Ларионов тоже немножко поиграл в первом тайме. Кто что мог — тот сегодня и делал. Плюс сами поймите состояние ребят, когда они вернулись после раскатки и узнали, что Сами столкнулся локтем с кем-то из игроков и стало ясно, что у него трещина в руке. Уже седьмая в команде — это просто невозможно. Но самое главное каково состояние ребят — когда они все это узнали перед самым выходом на поле, и это тоже очень сильно повлияло на первый тайм. Отсюда и эти стопроцентно не забитые голы, и все остальное. Но в целом, если судить по двум играм, то мы, безусловно, были сильнее. Потому что мы, в принципе, не должны были никак проиграть в Кемерово: там было очень много неиспользованных моментов — таких, как у Пахомова выходов один на один — было у нас четыре, в пустые ворота не забивали…Там чудеса творились, да и сегодня тоже чудес было немало в этом плане.
Хочется сказать, что все имеет свои последствия: с потерей каждого игрока меняется тактика игры — хотим мы того или нет. Поверьте мне, не всегда в лучшую сторону, особенно когда ты лишаешься хоккеистов уровня Сами Лаакконена: перестраивается не просто игра — рушатся многие связи. А играть-то надо. И последнее, что хочу отметить: в прошлом году наши золотые медали стали большой радостью для Татарстана, но для меня это, честно признаюсь не хвалясь, нормальная обыденная вещь. Вот Кубок мира — другое дело. Мне в прошлом году он доставил огромную радость, ведь я знаю как он достается. Тем более с листа — мы только-только команду сформировали. А сегодняшняя "бронза" для меня равна прошлогоднему "золоту", потому что то, что наша команда пережила за этот сезон — я самому последнему врагу не пожелаю. И я смею утверждать, что ни одна команда, имея такие потери — семь только переломов у ведущих игроков — никогда не смогла бы завоевать бронзовые медали. Никогда. Это абсолютно точно я говорю как тренер-профессионал, который много-много лет работает в хоккее с мячом. Поэтому я ребятами восхищаюсь, я их просто обожаю, они все без исключения большие мастера.
- Максим Пахомов сегодня "выстрелил" хет-триком. Планировалось ли его появление на льду с первых минут?
- Нет, Макс заменил Лаакконена. Возможно, его ошибки в начале игры были следствием некой неготовности и обескураженности. Сами даже сделали обезболивающий укол, надеялись на ушиб или нерв…Представляете, он мне сказал: "Владо, я все равно выйду, я буду просто бегать". Это ноу-хау было бы! "Если бы, говорит, левая рука — да бог с ней, а эта правая — даже клюшку держать не могу". Посмотрите, Лампинен второй раз за два месяца вышел на поле, а выхода-то нет. Миша Жданов защитника играет, Ларионов — левого бортовика. Тому же Бергваллу объективно тяжело — он не привык играть без защиты. Мы с ним разговаривали и я сказал ему: "Андреас, пойми, зачем на них ругаться?" Тот же, к примеру, Оскар играл в Швеции полузащитника, а я его сначала пробовал на месте "либеро" — никак, потом на месте переднего защитника — у него такие ошибки. Защитник — очень специфическая роль. Посмотрите, на Пашу Франца — но он уже не может выполнять тот объем работы. Ему и так "спасибо" за то, что он делает и играет. Объективно — это наше самое слабое место. Как только мы попадаем под хорошую команду на выезде и пропускаем за пятерку — мы ничего сделать не можем, даже имея такого вратаря как Бергвалл.
- В начале сезона Вас спросили о том, хватит ли пяти защитников в заявке на сезон. Хватило ли?
- В Первоуральске мы доигрались до того, что на поле вышли вратарь Бергвалл и Пашка Франц, а все остальные — девять нападающих. И мы выиграли, забив двенадцать. Но уже третий сезон играть одними и теми же игроками — просто невозможно. Будем надеяться, что все ребята поправятся и, конечно, команда должна получить свежую кровь. Без этого нереально бороться дальше за медали, учитывая возраст наших ведущих игроков. Сережа Обухов, к примеру, в Кемерово сыграл просто блестяще, а сегодня уже тяжело человеку. Но смотришь на "Кузбасс" — вроде и ребята молодые — а они ничем не лучше нас.
Хочу отметить одну вещь. Они сильно нас разозлили своими высказываниями, мол, "мы понимаем как нам будет трудно в Казани". Елки-палки, а мы ехали в Кемерово и думали, что нам будет легко?! Сегодня мы забили восемь, а если до этой игры мы забили "Кузбассу" двадцать три гола — почему мы не можем выиграть у них с преимуществом в два мяча? Вот это меня просто поразило! Если мы выиграем у них с разницей в два мяча, то это якобы, лишь благодаря судьям. Это моих ребят очень задело. С моей точки зрения, это профессиональное невежество — разве можно так заранее стелить себе соломку до игры?
- Ваш визави — наставник "Кузбасса" Сергей Большаков отказал в послематчевых комментариях для прессы, не желая озвучивать причины поражения своей команды…
- Молодым ребятам — казалось бы, нашему будущему — к сожалению, порой не хватает смелости говорить. Жаль, что некоторые из них уже определили себе свою "келью" и не хотят из нее вырываться. Примерно тоже самое наблюдается, когда в сборную рвутся некоторые желающие, не понимающие, что ты автоматически становишься очень публичным человеком. Ты — тренер национальной сборной и должен быть готов к этому — это и общение с журналистами, а у них своя работа и ты обязан быть готов к не очень приятным вопросам. Быть публичной личностью подразумевает в первую очередь то, что везде, где бы ты ни появился, ты наставник главной сборной. Подобное случается и когда человек выходит на уровень тренера команды. Существует выражение, что тренера нельзя ни ниже опустить, ни выше поставить. Ты — тренер, но какой ты тренер? Вот вопрос. Каким ты хочешь быть? Если ты хочешь быть лучшим, то тогда ты не можешь себе позволить сказать: "Не буду. Не хочу и все". Если бы я так поступил, вы бы сказали: "Да куда же наш хоккей пришел-то?". Мы его рекламируем, а сами потом жалуемся: как мало о нас пишут и говорят. Простите, а что говорить-то? Подобное поведение не делает рекламы виду спорта.
- На днях было озвучено решение об отмене серии за третье место. Как Вы относитесь к этому?
- Я как член Исполкома проголосовал "за". Это инициатива президента "Зоркого", которая была поддержана пятнадцатью членами Исполкома. Мы исправили свою глупость, которую сделали. Это делает честь федерации, что она в этот момент не стала настаивать и упираться, а согласилась с мнением всех специалистов и большинства людей, которые имеют непосредственное отношение к хоккею. После проигрыша в полуфинале фактически теряется интерес. Более того, если бы серию можно было провести до финала, тогда была бы хоть какая-то логика. А так матч после финала — верх абсурда! Поэтому, по моему мнению, это очень грамотное и мудрое решение Исполкома федерации. И меня в том числе, как члена комитета.
- Вы упомянули о завоеванной "бронзе". Каковы, на ваш взгляд, шансы в полуфинале с "Енисеем"?
- Сейчас все будет зависеть от того, как мы приведем себя в порядок. Все решат физические кондиции. Кроме того, моральное состояние команды, которая вышла в полуфинал, должно быть безупречным, если она борется за чемпионство. А наше моральное состояние сейчас просто убито, ведь потеря Сами Лаакконена невосполнима. Три ведущих компонента хоккея — игра в обороне, в атаке и стандартные положения — в нашей команде завязаны именно на нем. Его нет — все становится по-другому. Не скажу хуже или лучше, но точно по-другому. Нам нужно время, чтобы понять какие у нас возможности и как мы должны играть. Завтра у нас выходной, одна тренировка и уже игра. Я думаю, не факт, что мы будем выглядеть физически также плохо, как сегодня. Все ребята сейчас отдохнут с семьями, немного сбросят с себя психологический груз — будет получше. Но эти дыры и проблемы никак не решить. Глупо надеяться, что именно сейчас Радюшин, выйдя на лед, вдруг побежит или Ларионов с пластиной в плече начнет творить чудеса как в прошлом году… Нужно реально оценивать вещи. Но я, как тренер-профессионал, несмотря на то, что радуюсь "бронзе", не могу вам сказать, что мы закончили сезон. Мы будем играть. Но от лица команды хочу сказать: когда вы будете на нас смотреть, оценивать, ругать — делайте пусть даже маленький, но допуск на то, что мы сделали уже невозможное. Хоть мы и будем бороться до конца.